Сайт © Геннадия Мирошниченко

genmir2@yandex.ru или poetbrat@yandex.ru

Навигация в наших сайтах осуществляется через тематическое меню:

Общее содержание ресурсов Геннадия Мира

* Содержание Портала genmir.ru * Текущие новости

КАТАЛОГ КНИГ Геннадия Мира

Если автор не указан, то автором является Г. Мирошниченко (Г. Мир)

  Конференция "Человек Будущего. Выход из глобального кризиса". Том 3

Поиск


В Google

В genmir.ru

Содержание некоторых тематических блоков:

* Доска Объявлений

* Текущие новости

* Критериальное

* Содержание литературных страниц ресурсов Геннадия Мира

* Наша музыка

* Наши Конкурсы, Проекты, журналы и альманахи

* Победители наших Конкурсов

* Правила

* Мы готовы создать Вам сайт в составе нашего ресурса

Служебные страницы:

* Рассылки новостей ресурсов Геннадия Мира

* Погода и курс валют

* Пожертвования

* Ссылки

* Наши кнопки

* RSS - новости

* "Критериальность" в портале ВОЗ,

* RSS Портала ВОЗ

* Статьи Г. Мира во Всероссийский Гражданский Конгресс и Civitas

О Конференции  О Человеке  *  Первая программа 2004 года  *  Кодекс Жизни 

Материалы Конференции: ТОМ 1   ТОМ 2  ТОМ 3  ТОМ 4

 

О ЗАВЕТАХ ТОЛСТОГО И ЖИЗНИ БЕЗ НАСИЛИЯ

Сергей НОРИЛЬСКИЙ

Толстовские заветы, несмотря на кажущуюся утопичность, не исчезают, не забываются. Толстоведение переросло рамки литературоведческой науки. Философское наследие великого писателя всё настойчивее становится предметом размышлений и дискуссий. Несмотря на то, что идеи всеобщей любви и ненасилия противоречат течению реальной жизни.

 

Руководители государств, даже наиболее честные и самоотверженные, поглощены текущими делами и заботами, пренебрегая главным делом, которое, наряду с обеспечением безопасности и материального благополучия граждан, должно быть их постоянной целью – делом повышения нравственности. Ибо без неё никакое общество, никакое государство не обеспечит счастье людей. Точно так же, как и сами люди без государства не достигнут этой извечной цели.

 

Самая тяжкая болезнь человечества, – неустанно напоминал Лев Толстой, – убийство людьми друг друга. Излечением этой болезни государство не занимается. Наоборот, при самых якобы благородных декларациях делают всё для того, чтобы страшная болезнь распространялась и углублялась. Изготовление оружия намного превышает потребности необходимой обороны и превращается в способ обогащения его производителей, торговля им – одна из важнейших составляющих бюджета государства.

 

Царское правительство России игнорировало призывы Толстого. Русская православная церковь отвергла его критику и отлучила его от своей деятельности, объявила еретиком. В атеистическом ленинском государстве главная часть толстовского учения была заключенная в саркастическую формулу: «Юродствующий во Христе».

 

Государства не заинтересованы в использовании и распространении толстовских идей. Толстой отрицал государство, полагая, что сами люди без помощи этого инструмента могут обеспечить свою счастливую жизнь. В этом утопичность учения Толстого, ибо при существующем уровне нравственности люди не в состоянии навести порядок в своём общежитии. Без помощи государства люди не способны избавиться от болезни убийства.

В этом смысле идея Ленина о постепенном перерастании и последующем отмирании государства верна.

 

К великому сожалению, история развивается вопреки учению Христа и его последователя Толстого. Насилие продолжает править людьми, всякое сопротивление ему карается беспощадно. Масштабы насилия век от века растут. Лев Николаевич представить себе не мог как ужасно и стремительно помчатся события. Прошло четыре года после его смерти – началась всемирная война. Ещё три года – и наступил разгул насилия в революциях. Начались гражданские войны. В России народное терпение, при жизни Толстого бывшее на исчерпании, прорвало все плотины, народный гнев затопил страну. На семь десятилетий установилась такая форма государственного насилия, что планета ужаснулась. Большевистская диктатура уничтожила и церковь, поддержавшую сметённый режим.

 

Однако, то, что произошло в России в 1917 – 1922 годах, было воспринято многими как долгожданный путь в светлое будущее человечества. На деле то была старая изъезженная дорога насилия, ведущая лишь к новым и новым убийствам и страданиям. Цель истребления богачей и эксплуататоров была ложной, взамен истреблённых незамедлительно появлялись новые. Не прошло и трех десятков лет после ухода Толстого – вспыхнула ещё одна всемирная бойня. Лавина небывалых действий обрушилась на большую часть человечества и поглотила все попытки сохранить нравственность. Величайшие научные и технические достижения обернулись апокалиптическими  разрушениями созданного за века человеческим трудом и гением, привели к небывало массовым истреблениям самих творцов. Гибель прекраснейших благоустроенных людских поселений – Гамбурга, Кенигсберга, Сталинграда, Хиросимы, Нагасаки и множества других оставила далеко позади все предыдущие уничтожения Трои, Карфагена, Вавилона, Ниневии, Рима, Константинополя.

 

Главная задача толстоведения – искать выход из исторических лабиринтов, тупиков и завалов, развивать великое учение Христа о любви и нравственности.

 

Парадоксально: родина Льва Толстого – одна из кузниц российского и всемирного оружия. Там, где веками ковались мечи, отливались пушки, вытачивались винтовки и пулемёты, зародилась и на весь мир прозвучала проповедь о гибельности насилия и убийства, о необходимости остановить уничтожение людей.

 

Мне посчастливилось быть лично знакомым с одним из последних живых соратников Льва Николаевича – Валентином Булгаковым. В молодости, вскоре после смерти Толстого, Валентина посадили в тульскую тюрьму за то, что с группой последователей сочинил и распространял антивоенное воззвание: «Опомнитесь, люди-братья!». Несколько лет спустя Булгакова изгнали из большевистской России. За границей – опять тюрьма, на сей раз – фашистская. И лишь после разгрома Гитлера вернулся Валентин Федорович на родину и некоторое время, когда было так называемое потепление, пожил без репрессий. Как раз в то время я с ним и встретился и несколько лет сотрудничал. Его обаяние было редкостным, это ощущали все, кто с ним общался. Беседы с ним, его книги оставляли впечатление неизгладимое.

 

Годы спустя написал я и издал за свой счёт три небольшие книжки, в которых пытался изложить мысли, вызванные философским наследием Толстого, применительно к творчеству местных литераторов. Первая книжка называлась: «Не вечно зло, если добро множить». О том насколько отразились идеи Толстого в книгах популярной тульской писательницы Натальи Парыгиной. Вторая книжка – о стихах и поэмах народного поэта Калмыкии Давида Кугультинова, с которым мне довелось отбывать тюремный срок по политическим мотивам в Норильлаге, где мы строили великий промышленный комплекс. Роман в стихах, написанный Кугультиновым, – «Бунт разума» – яркое воплощение толстовских предупреждений людям. И третья книжка – «Извечный поединок света и тьмы в прозе и драматургии Игоря Минутко» – тоже наполнена размышлениями о том, что сбываются пророчества Толстого. И что его предупреждения должны быть услышаны, а долг литераторов способствовать этому.

 

Все три книжечки я большей частью раздавал читателям бесплатно и тем постарался выполнить завет Льва Николаевича: литература – не способ зарабатывать деньги. Она – возможность сделать что-то действительно полезное всем людям. Сейчас заканчиваю книгу о Валентине Федоровиче Булгакове.

 

Знаменательно, что на родине Толстого возникло в 1987 году общероссийское преимущественно молодёжное общественное движение «Мир без насилия» под девизом: «В поисках зелёной палочки». Его основатель инженер Пётр Савельев положил в основу движения Делийскую Декларацию, подписанную за год до того главами двух великих государств – Советского Союза и Индии, Михаилом Горбачевым и Радживом Ганди. В Декларации сказано: «Ненасилие должно быть основой жизни человеческого сообщества. Философия и политика, построенные на насилии и устрашении, неравенстве и угнетении, дискриминации по расовому и религиозному признакам или цвету кожи, аморальны и недопустимы. Они приносят дух непримиримости, губительны для высоких устремлений человека и отрицают все человеческие ценности. Построение свободного от ядерного оружия ненасильственного мира требует перестройки в умах людей, воспитания народов в духе мира, взаимного уважения и терпимости».

 

Перестройка в Советском Союзе открыла Движению «Мир без насилия» дорогу. Однако оказались заторы. В 1987 году власти не разрешили участникам Движения пройти по родной реке Шат в защиту экологии. Но настойчивость Движения не слабела. В 1988 году они приняли участие в советско-американском походе мира по маршруту Одесса – Киев. В московском журнале «Новое время» опубликовали призыв провести походы по следам великих проповедников ненасилия – Генри Торо, Льва Толстого и Махатмы Ганди. Призыв поддержал правнук великого мыслителя Сергей Михайлович Толстой.

 

В 1989 году молодые люди провели Яснополянский поход под девизом: «За единение, ненасильственный мир, бессмертие человечества». Каждый участник похода получил в дар книгу Толстого «В чём моя вера?». Инициаторы похода создали Толстовское общество. На следующий год был проведен второй Яснополянский поход. Вслед за ним состоялась учредительная конференция Движения «Мир без насилия». И оно было юридически зарегистрировано в качестве НКО – некоммерческой общественной организации. В марте 1991 года министр юстиции России Николай Федоров вручил Петру Савельеву свидетельство о регистрации Движения как общероссийского.

 

За два десятилетия участники движения сделали немало и активно продолжают идти намеченным путём. Провозглашение Организацией Объединенных Наций 2001 – 2010 годов Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты, решение Генеральной Ассамблеи ООН объявить 2 октября – день рождения Махатмы Ганди – Международным Днем Ненасилия вдохновили участников общероссийского Движения на новые планы и устремления.

 

«Как и Лев Толстой, мы хотим, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, она должна стать непоколебимым требованием честной совести, – провозглашает Пётр Савельев – Всё, что мы делаем, направлено на то, чтобы ненасилие стало основой жизни человеческого сообщества. Мы призываем сделать новый век – веком без войн и насилия! Наша цель гуманна, реалистична и неизбежна. Мы  верим, что стремление к этой цели может объединить всех людей, все местные и международные организации, защищающие человека, природу и вообще жизнь на Земле. Мы призываем к достижению согласия и примирения. Мы стараемся, как можно шире распространять культуру мира и ненасилия, опыт ненасильственных движений. Мы выступаем за создание центров и  школ ненасильственного мира… Мы предлагаем создать Российский Центр культуры мира и ненасилия». Подобные центры могли бы возникнуть в Индии и США, местах жизни и деятельности Генри Торо и Махатмы Ганди, а затем и в других странах. Эти центры могли бы стать опорными в создании глобального движения к миру без насилия.

 

Вдумаемся, дорогие друзья,  насколько актуальны и значительны эти призывы. Объединение всех истинно миролюбивых людей, заветная мечта Льва Толстого – верный и реальный путь от первобытной человеческой дикости к светлому сообществу без войн, убийств и насилия!

 

8 ноября 2007

 

29.11.2013

Для публикации на сайте принимаются работы авторские, позитивные, жизнеутверждающие. Автор сайта за сохранение авторских прав публикуемых материалов ответственности не несёт, но со своей стороны просит авторов указывать себя и делать ссылки на цитируемые материалы. Автор сайта просит всех, кто так или иначе использует то, что тут предложено, ссылаться на автора материалов и на сайт как на источник при их копировании.