КОНФЕРЕНЦИЯ "ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО"

 

Университет критериально-системных знаний Портала духовных концепций

Геннадий Мирошниченко (Г. Мир)

_____________________________

 

ТОМ 2 и ТОМ 3 (электронный вариант)

Заказать Том 1 или Том 2 наложенным платежом (бумажный вариант)

 

Доклады: ТОМ 1

О КОНЦЕПЦИИ И СТРУКТУРЕ ОТКРЫТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Г. Мирошниченко

О концепции гражданского общества

О некоторых понятиях

Гражданское общество и государство

О структуре гражданского общества

Апробация и развитие структуры

Цели процесса становления гражданского общества

О критериях общества

Как действуют критерии

Об источниках критериев

Высший выбор

Некоторые виды природных критериев

Государство и революция

Критерий и конституция

О концепции гражданского общества

Настоящая концепция основана на концепции Духовной Этики, данной в книгах[1] и сайтах[2].

Развитие гражданского общества всегда происходит в соответствии с некоторой концепцией развития, даже если концепция в понятиях логики явно не представлена и не определена, а существует лишь умозрительно и частями в сознании отдельных лидеров как личностей.

Однако, сегодня необходимо говорить о явной разработке такой концепции развития, которая несёт прогресс обществу, об обсуждении её, о соответствии власти положениям концепции и о контроле и корректировке деятельности власти в отношении принятия решений, соответствующих этой концепции.

Основной закон государства - конституция - всегда отражает принятую в обществе концепцию его развития. При этом нужно помнить, что права человека и права общества чаще всего противоречат друг другу. Другими словами, право одного из них превращаются в обязанности другого. Этот феномен должен быть чётко прописан в концепции и конституции, иначе исчезает основной смысл этих важнейших документов.

Концепция - это обобщённое определение, главное, которое даёт описание явления или объекта в структуре отношений его с другими явлениями и объектами, в то же самое время восходя к самым высшим философским категориям.

Система отношений даёт Меру количественную и качественную, которая при функционировании системы проявляется в виде оценок, так называемых критериев. При этом необходимо говорить о природной самоорганизации, базирующейся на поиске экстремума главного критерия системы.

Система критериев в обществе, как правило, не проявлена, ибо её степень сложности намного превосходит даже сложность концепции.

При разработке концепции открытого гражданского общества нужно ввести новые и скорректировать известные понятия: гражданин, гражданское общество (ГО), открытое гражданское общество (ОГО), критерий, концепция, стратегия, власть, духовность и т.д., то есть понятия, суть которых касается этики, морали, нравственности, социального устройства и других общественных аспектов развития.

О некоторых понятиях

Прежде всего, что такое гражданин? Гражданин - это неравнодушный к общественному устройству человек, проявляющий гражданскую активность в отношении смысла изменений общественного устройства в сторону его улучшения.

Гражданская активность может проявляться в форме стихийного или организованного протеста, в форме обсуждения, предложения, замечания, проекта в письменном, устном, в любом информационном виде при условии, что смысл подобной информационной посылки включается в общий гражданский смысловой поток.

Гражданское общество объединяет общей идеей таких активных граждан в управлении обществом и государством. Но как осуществляется это управление? Только ли путём голосования раз в четыре года?

Конечно, нет. Если мы говорим о развитии гражданского общества, то необходимо подчёркивать участие гражданина как личности в общественной жизни или в общественных организациях, даже в небольших. А через них - в крупных, которые наиболее существенно определяют развитие общества и государства. Такое участие может осуществляться и напрямую, от себя в СМИ, и опосредовано через всякого рода организации.

Гражданское общество - это информационно-смысловая сеть активных граждан и организаций, деятельность которых направлена на достижение гражданского согласия и развитие общества.

Принцип поддержки власти. Гражданское общество всегда поддерживает власть, которую оно выбрало. Гражданское общество может не поддерживать власть, которая была ему навязана или которое пошло против общества.

Власть, отделённая от общества, в нормальном обществе решает две крупные задачи: сохраняет внешнюю целостность общества в его внешних границах в виде, например, государства или административного образования и развивает само гражданское общество изнутри.

Гражданское общество и государство

Принцип отмирания государства. На отдельных этапах развития человечества, народов и этносов концепция развития открытого гражданского общество может быть подчинена выполнению задач государства, но подобное явление всё равно носит временный характер.

Имеет ли отношение ГО к государству?

Государство, прежде всего, выполняет политическую задачу сохранения своих территориальных границ и своей целостности в масштабах Земли, для чего содержит специфические силовые структуры: армию, разведку, органы безопасности и внутренних дел.

Государство может выполнять внутреннюю свою задачу удержания власти в случае больших противоречий в проводимой политике с требованиями общества.

Закон противоречия. Открытое гражданское общество входит в противоречие с деятельностью государства, ибо открытость его означает, прежде всего, сохранение и упрочнение способности общества к развитию.

Принцип перехода. А это значит, что государственные границы гражданского общества постепенно исчезают, приводя к исчезновению границ государств и закономерному переходу от государственного устройства человечества к административному.

В связи с этим концепция открытого гражданского общества должна содержать этап перехода от государственной формы правления в обществе к административной в масштабе разнородных обществ Земли. На нём должны решаться задачи постепенного изменения функций всех ветвей власти в обществе.

Торможение этого процесса недопустимо никакими силами в обществе или извне, ибо чревато общественным взрывом и репрессиями со стороны государства.

Принцип политического участия. ГО не может быть вне политики, так как оно своим становлением напрямую затрагивает интересы многих политических партий и экономических кругов.

Высшая форма политики. Более того, Духовная Этика, на основе которой строится ГО, является, по сути, высшей формой политики.

Решение подобной задачи изменения функций всех ветвей власти в обществе составляет содержание отдельного проекта, разрабатываемого в соответствии с выбранной концепцией ОГО.

О структуре гражданского общества

Принцип проявления. Гражданское общество проявляет себя как гражданская среда через структурные элементы.

Структурные элементы ГО могут быть организованные и неорганизованные, то есть общественные объединения и отдельные граждане.

Закон резонанса. Выступление отдельного гражданина иногда получает большой общественный резонанс, когда в нём высказывается особо значимая для общества идея или значительный результат исследования.

Принцип идеи. Идея же обладает способностью воспламенять общество, если действует широко через информационное поле, а её смысловая суть высока по нравственному уровню. Это с полным правом относится и к материальным аспектам жизни, если ресурсные материальные потоки распределяются несправедливо.

Понятие справедливости относится к нравственно-этическим понятиям.

Какие же, прежде всего, организации могут осуществлять наибольшее влияние представителей общества региона на власть?

1. Сеть множества первичных общественных организаций, местных комитетов общественного управления или общественных собраний, распределённых по региону, собирающих предложения граждан и выполняющих общественный контроль за деятельностью власти в пределах закона и прозрачности информации. На основе принятых в обществе и для таких организациях критериев производится оценка деятельности представителей власти и доведение её до более крупных общественных объединений, обобщающих такую информацию и проводящих исследование мнения общества.

2. Информационно-смысловое поле, или среда, по обмену информацией между общественными организациями и гражданами, связь которых между собой и с более крупными объединениями в настоящее время может быть осуществлена почти идеально на основе интернета и компьютерных средств. Сюда же могут быть отнесены и традиционные СМИ: радио, телевидение, газеты, журналы.

3. Гражданский парламент, или Общественная Палата, деятельность которой в настоящее время уже видна, однако, концепция Общественной Палаты в настоящее время декларирована нечётко, размыто, ибо законодательно её функции в системе власти не определены. В таких условиях Общественная Палата может работать лишь на правах общественного объединения, к рекомендациям которого власть может и не прислушиваться. Общественная Палата - это фактически самый крупный инструмент реальной деятельности общества. Миссией Общественной Палаты может являться консолидация усилий всех общественных объединений и отдельных граждан данного региона с тем, чтобы выработать единый подход в общественной деятельности региона. В ведении Общественной Палаты обязательно должен находиться центральный информационный сайт и печатный орган.

4. Центр критериальных и концептуальных исследований и прогнозов. В настоящее время фактически он уже действует (Мирошниченко Г.).

5. Центр стратегического планирования, в котором исключительно с позиции высшей критериологии и пользы для общества осуществляется разработка новых проектов.

6. Гражданское региональное собрание представителей общественности или референдум.

7. Согласительный комитет, включающий в себя представителей всех ветвей власти и крупных общественных организаций.

8. Центр традиций и развития культуры.

9. Центр социологических исследований.

10. Комитет по соблюдению и защите прав личности и общества.

11. Любые общественные объединения, центры, комитеты и другие общественные организации, целью которых является развитие общества в целом и в регионе, такие, как Конгресс интеллигенции Тульской области, дискуссионный клуб «Восхождение», общественное движение «Мир без насилия», женские и оздоровительные организации.

Апробация и развитие структуры

Апробация структуры ОГО к началу марта 2005 года осуществлялась на примере Общественной Палаты Тульской области и предшественников Центра критериальных и концептуальных исследований и прогнозов и Центра стратегического планирования в виде рабочей группы по подготовке Проекта и Устава Общественной Палаты Тульской области.

Кроме того, была начата работа по организации информационно-смыслового поля ГО в виде нескольких сайтов в интернете, получивших высокий рейтинг[1].

Эти успехи связаны, по мнению автора и некоторых других участников общественного движения, с выбором правильно обоснованных критериев и концептуальных основ становления и развития ОГО и начальных элементов структуры.

Концептуально-критериальный подход основывался в главном на высоко нравственной идеологии (Духовной Этики), развиваемой автором, с детальной конкретизацией отдельных положений, имеющих непосредственное приложение к рассматриваемым вопросам становления ОГО.

Цели процесса становления гражданского общества

Цели гражданского общества вытекают из требований Природы к человечеству по развитию форм Жизни.

Однако, основной целью процесса становления гражданского общества вообще и в Тульской области, в частности, является, по мнению автора, развитие общественной формы сознания личности и общества, особенно в направлении критериологических знаний и концептуального подхода. Ибо лишь они дают возможность сознательно пользоваться высшей, критериальной, формой мышления. Именно этот подход и был апробирован в процессе становления Общественной Палаты Тульской области и в ходе разработки Проекта и Устава Общественной Палаты Тульской области.

Только при такой опоре на концепцию Духовной Этики будут правильно расставлены все акценты в деле продолжения Жизни на Земле.

О критериях общества

Критерии как обобщённые и изменяемые во времени оценки могут быть:

1. Нравственные, этические, моральные, духовные и религиозные - высшие, обеспечивающие целостность общества, человечества на Земле и целостность личности. Они необходимы для поддержания ориентации смыслов человеческой жизни и личности на этическую вершину «Бог есть Любовь», а также для введения ограничений на проявление негативных сторон личности людей и общества.

2. Правовые, в том числе конституционные, - для функционирования властных структур общества и государства в соответствии с выбранной концепцией.

3. Экономические - для функционирования материальной основы общества и для удовлетворения основных физиологических потребностей людей и Природы.

4. Творческие - культурные, научные, образовательные, развивающие положительные способности людей как личностей.

5. Согласительные - для поиска и нахождения компромиссов между элементами общества как субъектами и объектами.

6. Информационные - для обоснования политики информационного обеспечения и развития.

Как действуют критерии

Критерии первого, духовно-нравственного, типа всегда диктовали нравственные и религиозные правила, правила поведения в обществе, законы правового характера, постулаты и аксиомы, принципы, условия, тип философии жизни. Они определяют все другие критерии общества.

Критерий, прежде всего, заставляет людей формировать такие механизмы и программы управления в общественных системах, которые одновременно приводят к оптимизации разного рода результатов в процессе жизнедеятельности этой общественной системы:

к оптимальному управлению со стороны критерия ресурсами и состояниями системы независимо ни от чего;

к оптимальному удовлетворению выбранного критерия в виде стремления его (критерия) к своему экстремуму.

Об источниках критериев

Определение. Критерии по источнику своего появления могут быть природными и человеческими, количественными и качественными, явными и скрытыми.

Постулат Бога. Природа изначально даёт людям высший глобальный критерий, который формулируется как духовно-нравственный, или основной стратегический идеал: «Бог есть Любовь».

Закон критериального дерева. Он, в свою очередь, при своём действии в жизни распадается на множество критериев, которые составляют так называемое критериальное дерево.

Критерии человеческие. Люди изобретают свои критерии, которые либо встраиваются в систему природных критериев, либо нет. Расхождение критериев человеческих и природных приводит, как правило, к душевной неустроенности людей.

Высший выбор

Закон выбора. Выбор критериев развития общества, разработка концепции ОГО, конституции, правил поведения, инструкций, уставов, законов невозможны без выбора главной опоры.

Постулат веры. Такой главной опорой в жизни любого человека является его вера.

Единство веры. К сожалению, проблемы единства веры разных религиозных конфессии не будут никогда разрешены в обществе, если общество и человечество не примет за основу единую духовную среду, в которую погружены все религии, все науки, вся культура и практика жизни, - Духовную Этику. Основа её законов уже появилась в книгах[2] и на сайте: http://newsite.genmir.ru.

Духовная Этика включила в себя всё позитивное критериальное поле человечества с вершиной «Бог есть Любовь».

Некоторые виды природных критериев

1. Нравственный критерий «Бог есть Любовь» является глобальным и определяет стратегию Природы в отношение Человека.

Закон противоречия Человека и Бога. Человек и человечество может и не прислушиваться к требованиям Природы и по-прежнему наращивать потенциал уничтожения человечества, даже доведя его до реализации, то есть до самоуничтожения.

Закон голоса совести. Философская и жизненная категория голоса совести как нельзя лучше отражает контакт личности с высшим нравственным уровнем Природы.

2. Критерий смысловой прозрачности информации любого вида со стороны властных и общественных структур тоже является природным и выступает как требование в развитии научно-технического прогресса в сторону максимизации информационно-смысловой прозрачности.

Закон реализации. Современный уровень техники позволяет осуществить смысловую прозрачность информации на компьютерной основе. Тормоз - отсутствие соответствующей грамотности людей.

Закон обмана доверия. Без решения этой технической задачи общество по-прежнему будет жить необоснованно высоким доверием к обещаниям отдельных лидеров. При этом, как показывает сложившаяся практика управления обществом, степень фальсификации смыслов и критериев руководителями и претендентами на место руководителя иногда может достигать абсолютных значений, что проявляется в противоположности реального курса курсу, заявленного программно.

3. Критерий Меры, тоже природный, требует от людей постоянного расширения смыслов в сторону оценки любых отношений, то есть формирования и развития критериального поля. Ибо в Природе всё подогнано, пригнано в соответствии с Мерой, то есть оценками, Природы.

4. Критерий жизнестойкости, иммунитета или самоорганизации, систем Жизни, которая происходит именно благодаря управлению со стороны Глобального Критерия Природы.

5. Критерий накопления, присвоения, который проявляется во всех аспектах Жизни и, прежде всего, в наращивании смысла, в накоплении материальных ресурсов, в концентрации усилий, даже в человеческой жадности.

6. Критерий жизненной экспансии, в первую очередь, неограниченного распространения биологической, количественной Жизни.

7. Критерий информационной экспансии.

Государство и революция

Что должна отражать современная конституция государства? Конечно, концепцию государства и её реализацию с позиции безопасности, прежде всего, самого государства, а потом уже - с позиции всех основных критериев личности и общества.

Мы уже, слава Богу, понимаем, что вид государственного режима зависит от соотношения критериев государства и общества, от их общности или отчуждения.

Инвариант борьбы. Фактически происходит борьба этих критериев за право быть главным, доминирующим. Если учесть, что главный критерий системы единолично распоряжается её ресурсами, то любая претендующая на власть структура старается навязать государству свой главный критерий.

Закон революции. Как только критерий общества перевешивает критерий официальной власти, в государстве происходит революция.

Напрашивается вопрос: «Что же такое необходимо предпринять в обществе и в государстве, чтобы главным критерием и того и другого был один и тот же критерий?

Ответ в истории прост: критерий в этом случае был дан как национальная идея, которая в принципе объединяет официальную власть с интересами общества.

Закон краха национальной идеи. Однако, подобное объединение кратковременно, ибо оно построено на обмане - на богоизбранности одной нации над другими. Учитывая потенциальную маргинальность любого государственного режима, рано или поздно приводящую к геноциду, любая национальная идея критериально тяготеет к фашистской философии жизни. Будущего продолжения жизни у такого общества не существует.

Истинное объединение официальной власти с властью общества возможно лишь в одном единственном варианте: в рамках Духовной Этики. Лишь в этом случае можно успешно решать проблему противоречий прав общества, личности и власти, апеллируя в обоснованности своих решений к справедливости Бога как Любви.

Критерий и конституция

Важнейшим вопросом при этом будет являться защита прав личности на разных ступенях государственной машины. Ведь разные обязанности человека предполагают разную ответственность его.

Закон ответственности. А ответственность и обязанность - это прямое ущемление в правах или же вообще их лишение для человека, попавшего в структуру государственной машины.

Каким образом до сих пор удавалось выходить из этого положения и компенсировать подобное лишение прав личности? Принятием в обход конституции дополнительных законов о льготах тем или иным категориям государственных служащих.

Какие же, в связи с этим, обязательные положения должны присутствовать в конституции государств переходного периода?

Это, во-первых, формальные особенности: ослабление изоляции государства от других государств - повышение степени открытости, то есть взаимного развития и объединения государств с постепенным отказом от внешних государственных функций с переходом к функциям административным.

Во-вторых, это такие сущностные особенности:

1. Переход на критериально-концептуальные основы развития общества во всех сферах его жизни так, как диктует нам Духовная Этика.

2. Отказ от политических разрешений проблем и переход к нравственным способам разрешений конфликтов на основе Духовной Этики.

3. Использование силовых структур общества лишь для решения проблем безопасности личности, общества и человечества.

4. Отказ от накопления разрушительного оружия.

5. Решение проблем выживаемости и продолжительности жизни: духовных объединительных, экологических, экономических, культурных и других.

О концепции гражданского общества

О некоторых понятиях

Гражданское общество и государство

О структуре гражданского общества

Апробация и развитие структуры

Цели процесса становления гражданского общества

О критериях общества

Как действуют критерии

Об источниках критериев

Высший выбор

Некоторые виды природных критериев

Государство и революция

Критерий и конституция



[1] Мир. Г. Человек Будущего. Трактат о Любви и Этике. Новые открытия о Человеке. – ИАМ.: Тула, - 2002 г. 400 с., а также Каталог книг Г. Мира http://www.genmir.ru/13.htm/.

[2] Мир. Г. Портал духовных концепций. Концепции Меры: http://conc.genmir.ru/p1/info.htm, Концепция Духовной Этики: http://newsite.genmir.ru/



[1] Духовная Этика http://newsite.genmir.ru/, Общественная Палата Тульской области http://soc.genmir.ru/, Портал духовных концепций http://www.genmir.ru/, Выборы-назначение губернаторов http://gub.genmir.ru/, Концептуальные основы Жизни, общества, человечества http://conzeptmir.narod.ru, Концепции Меры http://conc.genmir.ru/, Человек Будущего. Проект http://menfut.genmir.ru/, Открытия высшей критериологии http://otkr.genmir.ru/, Терроризм. Борьба с терроризмом http://terror.genmir.ru/ и другие.

[2] Каталог книг Г. Мира http://www.genmir.ru/13.htm/.