Сайт © Геннадия Мирошниченко

genmir2@yandex.ru или poetbrat@yandex.ru

Навигация в наших сайтах осуществляется через тематическое меню:

Общее содержание ресурсов Геннадия Мира

* Содержание Портала genmir.ru * Текущие новости

КАТАЛОГ КНИГ Геннадия Мира

Если автор не указан, то автором является Г. Мирошниченко (Г. Мир)

Каталог некоторых работ по критериальным исследованиям

Поиск


В Google

В genmir.ru

Содержание некоторых тематических блоков:

* Доска Объявлений

* Текущие новости

* Критериальное

* Содержание литературных страниц ресурсов Геннадия Мира

* Наша музыка

* Наши Конкурсы, Проекты, журналы и альманахи

* Победители наших Конкурсов

* Правила

* Мы готовы создать Вам сайт в составе нашего ресурса

Служебные страницы:

* Рассылки новостей ресурсов Геннадия Мира

* Погода и курс валют

* Пожертвования

* Ссылки

* Наши кнопки

* RSS - новости

* "Критериальность" в портале ВОЗ,

* RSS Портала ВОЗ

* Статьи Г. Мира во Всероссийский Гражданский Конгресс и Civitas

 

 

Открытие критериальности Природы

Из книги: Геннадий Мир. Человек Будущего. Трактат о Любви и Этике. Новые открытия о Человеке. – Тула: ИАМ, 2002. - 400 с. ISBN ISBN 978-5-7362-0050-3,

 

КРИТЕРИОЛОГИЯ

ПРИНЦИПЫ КРИТЕРИОЛОГИИ И ЗАКОНЫ ПРИМИРЕНИ

ЯСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА С ПОЗИЦИЙ КРИТЕРИОЛОГИИ

ГЛАВНОЕ ОТКРЫТИЕ КРИТЕРИОЛОГИИ  

Луч, который вышел из волшебной палочки, достиг зеркальной сферической вершины горы и осветил вокруг так далеко, как до того не смогла осветить ни одна свеча.

Эта книга, как и все другие книги автора, обобщила представления в области исследования Сознания Природы. Автор принадлежит к тем людям, кто считает, что пока что человечество искало подходы для познания Сознания.

Теория Критериальности Природы, сформулированная мною в моих книгах, даёт прекрасную возможность использовать её для прогнозирования и развития сложных иерархических природных и искусственных систем, неважно в какой области эти системы рассматриваются: в физико-технической, медицинской, в лингвистической, социологической, кибернетической, психологической, философской или в области изучения сознания в целом.

Укажу некоторые выводы, обосновывающие открытие критериальности Природы. Речь о них пойдёт далее на страницах этой книги.

Если мы говорим о структурах и системах, то нужно объяснить разницу между ними.

Структурой можно выразить практически всё в виде элементов и связей между ними.

Системой структура станет только тогда, когда вся она окажется погружённой в поле ресурсов и пронизанной деревом критериев, которым в соответствии с ними и согласно им будет подчиняться работа, функционирование каждого элемента и всей структуры в целом. Без такого согласованного взаимодействия системы быть не может.

Только так система становится способной сохранять целостность, выполнять задания, осуществлять свою функцию и существовать в динамике, то есть во времени.

Любая функция времени, любая система или любой процесс, если они характеризуются хоть в какой-то степени устойчивостью, взаимно однозначно отражаются в своём критерии, функционально задаваемым своим конечным значением и видом.

Критериальность Природы проявляется при проведении системного анализа. Она не является явной; психология, физиология, биология, физика и другие науки ею не оперируют. Лишь теория оптимальных систем и некоторые разделы математики используют понятие критерия как функционала.

Самым объективным является то, что Бесконечные Источники Любви, Разума и Жизни постоянно подпитывают всё материальное, даже неживое, накачивая их всеми необходимыми видами энергии-смысла.

Самоорганизация процесс возникновения, укрепления и сохранения целостности системы.

Начало процессу самоорганизации будет положено, когда структура, ресурсы, «поле плодородия» – пространство существования, – будут «знать», что для этого делать. А это произойдёт, когда она станет пронизываться всем полем критериев, которые автоматически организовывают существование.

Только при таком процессе включения в «поле плодородия» критериев возникают условия для протекания автоматических процессов природного синтеза.

Критерий преобразуется в видимую, хорошо осязаемую по своему напору функциональную доминанту, обладающую не обычным магнетизмом, а скрытым, не обычным притяжением ресурсов, а высшим.

Так критерий становится обладателем и повелителем всех функциональных принадлежностей в организме для решения задачи оптимизации[1] минимизации или максимизации – выделения, концентрации, «материализации» того, что мы называем смыслом.

Такая материализация критерия в смысл происходит в тонкоматериальном поле сознания в таком виде, что смысл становится доступен сознанию.

Доминанта всегда содержит ядро будущего смысла и поле притяжения. Доминанта – это устойчивая функциональная форма, отражающая самоорганизацию в системе, обладающая смыслом своего уровня, более высокого, чем уровень её проявления. Доминанта обладает разной степени силой, или потенциалом, своего поля притяжения.

Природа через работу физических полей, видимо, избрала Человека, чтобы на нём закончить первый этап создания своего Зеркала как отрицательной обратной связи. Этот этап завершился, когда Человек стал разговаривать, думать и творить.

Говорят, что с помощью Человека Природа познаёт самоё себя. Думаю, что не только в познании состоит миссия человечества на Земле. Ибо Человек и человечество являются частью громадной самоорганизующейся системы, преобразующей мир.

Физика не изучает сознание в его полноте. Она в принципе этого делать не будет, потому что она изучает лишь материю без мысли.

Когда материя наделяется мыслью, физики сводят её к немыслящей, случайно способной на неожиданности, неопределённости.

Вся квантовая механика, квантовая термодинамика, вообще всё направление квантовых и флюксовых исследований замечательно иллюстрируют обессмысленный подход науки прошлого к исследованию мыслящей материи.

Я предлагаю новое определение Жизни: Жизнью называется всё то, что обладает любой устойчивой формой сознания.

Сознание есть атрибут Природы и способность материальной структуры к самоконтролю, к самоорганизации, к самоопределению и к саморазвитию.

Проявленность сознания заключается в двух основных моментах: в замыкании обратных связей на любом природном уровне через себя и в сознательном оперировании критериями при выделении и наращивании новых смыслов, получаемых как из неопределённой, так и из определённой информации.

Объективное существование сознания, адекватного, то есть несвободного от ограничений материи, и виртуального, то есть свободного от ограничений материи, бесспорно, доказывает факт существования второго после Материи атрибута Мироздания – Критериального.

Сегодня можно достаточно чётко формулировать: в каждой точке Вселенной всегда действует одна и та же Критериальность Природы безотносительно к пространству и времени, которая и обуславливает самоорганизацию Природы на всех её уровнях.

Критериальность Природы организует смыслы в самостоятельно существующие объекты Жизни, как в виртуальные, так и в материальные, как в положительные, так и в отрицательные с точки зрения развития.

Критериальность Природы, как и время, является одной из форм Бесконечного Источника Жизни, форм, проявленных в адекватном сознании, то есть выделенных в материальном мире.

Я каждого человека является такой же, но только виртуальной, формой Критериальности Природы в проявленном сознании Человека.

Именно Критериальность Природы позволяет нам сохранять память и прогнозировать, самоопределяться и самосовершенствоваться в силу однозначности своей устойчивости.

 

КРИТЕРИОЛОГИЯ

Не надо жаловаться на то, что Бог не помогает нам. Это сущая неправда. Бог задает Истину, Законы Законов – критерии Духовности – и ждет, как мы сами, живя в соответствии с этими Критериями, будем следовать им своею душою и своею жизнью.

 

Благодаря широкой практике автора возникла новая обобщающая наука – критериология, изучающая критериальные, то есть оценочные в широком смысле, поля Природы и предлагающая пересмотреть наши приоритеты в сторону общечеловеческих духовных.

Частные науки всего лишь познают Критерии Природы как законы, законы законов, принципы и прочее. И хотя многие исследователи и философы мечтали об общей организующей науке, имеющей максимальное утилитарное значение, подходили они к ней с частных позиций отдельных наук, которые больше ограничивали, чем давали толчок к развитию. И лишь философское обобщение кибернетики дало искомую основу.

Сформулируем несколько положений критериологии и выводов обобщённого характера, обсуждение которых будет проводиться в разделах ниже.

Критерий – это мерило, дающее возможность оценивать то, о чём идёт речь или оценивать смыслы вообще в любой системе. Критерий – это такое математическое или физическое, качественное или любое другое языковое представление (в математике – функционал), которое при функционировании любой системы самоудовлетворяется путём его минимизации или максимизации. Поэтому справедливо представление критерия живого организма в виде отражения его самоудовлетворяющегося показателя.

Критерием можно назвать главную или обобщённую потребность организма или системы, если исходить из необходимости самоудовлетворения критерия.

Кроме главного, глобального, критерия существуют и локальные критерии подсистем, которые образуют критериальное дерево, вершиной которого является глобальный критерий.

Я выделяю, таким образом, критериальный уровень в иерархии уровней Сознания как высший природный уровень, формализованный уровень удовольствия или чувственности объектов Жизни. Этот уровень обладает свойством быть описанным математически через множество критериев, функциональных форм – функционалов.

Таким образом, чувство удовольствия в живых системах является отражением процесса удовлетворения, который можно поставить во главу устойчивого функционирования любой системы, не обязательно самоорганизующейся.

Самоорганизация как генерализованный процесс крупной системы, состоящей из более мелких систем и подсистем, чаще всего отражает процессы устойчивого усложнения и поддержания динамического равновесия в соответствии с глобальным критерием в системах любого происхождения и в условиях с существенно меняющейся динамикой среды существования и ресурсов.

Критерий является тем математическим представлением в цепи Природы, с которого начинается чувство, ощущение, страсть, желание, стимул, мотив, детерминанта, смысл и другие переменные состояния живого объекта, простые и обобщённые.

Фактически живое отличается от неживого тем, что в живом критериальность систем выражена более выпукло, более представимо, более динамично, более разнообразно, вплоть до крайних, пороговых значений и состояний, квалифицируемых как страдания и эйфория, экстаз. Удовлетворение потребности – это удовлетворение критериев.

Поскольку критерии оперируют смыслами, то и сами они выступают как высшие в относительном или абсолютном представлении смыслы.

Критерием может быть всё – любая идея, любая способность, любой принцип, любой закон, любая вера, любое соотношение, любое совпадение или несовпадение, любой элемент, – главное, чтобы этот элемент выступал бы мерой смысловой информации: количественной (больше-меньше), качественной (хорошо-плохо), моральной (добро-зло), чувственной (тепло-холодно), рациональной (порядок-хаос), ценностной (важно-неважно) или душевной (люблю-ненавижу) и других видов смысловой информации.

К сугубо критериальным понятиям следует отнести понятия веры, счастья, любви, хотя можно представить их в виде высших состояний. Это значит, что через состояния передаются нам голоса критериев.

Состояние – это внутренняя эмоция организма.

Работа критерия всегда предшествует образованию смысла в системе самоорганизации[2]. Смысл - это явное и концентрированное проявление доминирующего критерия по истечении времени самоорганизации в системе.

Действие критерия и смысла выражается через доминанту в состояниях организма, отражающихся в понятиях языка, главной характеристикой которых является их смысловая иерархическая многомерность.

Чтобы оценивать науки, знания, деяния, мысли, идеи, необходимо выделить Высшие Критерии Природы и привлечь к ним внимание учёных и неучёных. Ими на данном этапе являются, учитывая существование Духовного Максимума Вселенной[3], Критерии Духовной Этики, передаваемые человечеству через Великие Духовные Учения.

Необходимо в связи с этим сформулировать высший принцип природной адекватности, отражающийся в природном метаболизме: когда мы встраиваем свои личностные критерии, принятые человеком для повседневного руководства, в поле созидательных Критериев Природы непротиворечивым образом, то мы – созидатели положительного нового. Если же наши критерии противоречат созидательным природным, то мы – разрушители.

Известно, что глубина научности любой теории может быть проанализирована с точки зрения методологических критериев научности[4]: универсальности, согласованности (непротиворечивости), простоты, объяснительного потенциала и наличия предсказательной силы.

Универсальность критериологии обеспечивается применением универсального математического языка описания явлений и процессов в виде математических моделей систем (теория систем, теория оптимизации, теория управления, теории идентификации и другие) и представления их с включёнными в их состав и принятыми для их функционирования критериями. Любой критерий можно описать в виде математического функционала с разной глубиной детализации системы при выделении глобального её критерия.

Согласованность (непротиворечивость) критериологии достигается обязательным выполнением требования единства представления как природных систем, так и систем, создаваемых людьми, на основе принципов природной целостности, подразумевающей наличие согласованной работы подсистем под управлением природного критериального дерева. Особенно это важно для пограничных областей, когда согласованность зависит от степени развития общего оценочного поля.

Простота и наглядность критериологии проистекают из кибернетических представлений систем и их критериального дерева. Единая система Природы имеет свой Глобальный Критерий развития и глобальный критерий развития Человека как системы, включающей в себя все возможности самой Природы, для надстройки существующей иерархии живых систем новым уровнем интеллектуальных систем, естественным и непротиворечивым образом вписанных в Природу.

Объяснительный потенциал критериологии определяется качественной и количественной стороной её математической и кибернетической основы, а также объяснительным потенциалом любой другой отрасли знаний человечества, представляемой количественно и качественно как естественной части одной глобальной системы знаний, при выделении её оценочных полей в общем оценочном поле Природы.

Наличие предсказательной силы критериологии определяется непосредственно как целостностью и завершённостью формальных представлений, так и согласованностью применяемых критериев во всех подсистемах, природных и неприродных, а также простотой и наглядностью интерпретации таких важнейших для Человека этических понятий, как добро и зло на каждом уровне иерархии критериального дерева. То есть предсказания начинают наполняться нравственной сутью.

Знание глобального критерия, действующего в системе, позволяет определить уровень, к которому принадлежит система: духовный критерий выводит систему на духовный уровень, животный, материальный критерий – на материальный, критерий разума - на уровень логики языка.

Материализм никогда не поднимался выше критериев Жизненного Потока.

Диалектика никогда не поднималась выше критериев разума.

Ни то, ни другое не могли дать истинной цели развития Человека и человечества. Но мы можем не намечать цель нашего движения вообще, если мы в своём движении понимаем и видим, как и какой природный критерий удовлетворяется при этом, и осознаём его положительность для человечества.

 Этот вывод является весьма важным, ибо явно выделить общую цель в сложном будущем природном развитии для Человека Сегодняшнего пока не представляется возможным. Ориентация же Человека на удовлетворение главных положительных природных критериев даёт основание иметь гарантию хотя бы неразрушающего воздействия Человека на Природу.

 

ПРИНЦИПЫ КРИТЕРИОЛОГИИ И ЗАКОНЫ ПРИМИРЕНИЯ

Часто нами руководят крайние состояния: гнев, ненависть, мстительность. Сожаление, которое приходит потом, усугубляет чувство вины.

 

Насилие человека над человеком отражает действие критериев разрушительной части метаболизма Природы. Одной из задач Человека является не принимать эти критерии за главные.

1. Принцип определённости. Критериология - это наука о критериях и их влиянии на живые и неживые системы. Она впитала в себя несколько дисциплин: теорию функционалов, теорию оптимизации, теорию самоорганизующихся систем, философию, кибернетику, психологию и многое другое. Критериология может быть представлена своей математической частью и частью гуманитарной. Это единственная наука, которая подводит реальное детерминированное математическое основание под понятия психологии, философии, медицины и другие гуманитарные знания.

2. Принцип необходимости самоорганизации и устойчивости Природы. Природа иерархична, то есть она ранжируется по уровням, каждый из которых образует систему матрёшек, вложенных друг в друга, либо дерево уровней, в структуре которого подчинение осуществляется снизу вверх. Ранги уровней определяются действующими на них критериями, образующими дерево критериев. Иерархичность Природы полностью определяется критериями этого дерева.

3. Принцип достаточности самоорганизации в устойчивости Природы. Главный принцип: в Природе существует её глобальный критерий, обеспечивающий её самоорганизацию и устойчивость как главной суперсистемы, и критериальное дерево подчинённости и соподчинённости критериев систем, входящих в главную суперсистему, то есть её подсистем.

4. Принцип функционала. Критерий - это оценка, соотношение, количественное или качественное сравнение, мера тождественности некоторому эталону или расхождения от него, причём эта мера в общем случае является изменяемой во времени. В частном случае оценка или мера может быть неизменяемой во времени. Тогда она восходит к числу как к мере несвязанных субъектов. Математически критерий в устойчивых природных системах выражается через форму оптимизирующегося функционала.

5. Принцип вторичности доминанты. Выбранный критерий определяет доминанту сознания, которая, в свою очередь, придаёт смысл протекающему процессу самоорганизации. Доминанта существует благодаря напору Потоков из Бесконечных Источников Жизни, Разума, Любви, Духа и Критериев, проявляемой в человеке как воля.

6. Принцип перераспределения ресурсов. Фактически критерий перераспределяет процессы ресурсного обеспечения системы. В сознании работа критерия меняет напряжённость поля сознания. В виду того, что последнее анизотропию, при этом меняется кристаллическая динамическая структура поля сознания. Значения критерия во времени меняется в широких пределах. Максимальное его значение отражает наибольшую скорость процессов ресурсообеспечения.

7. Принцип двуполярности ресурсов. За ресурсы принимаются не только материальные потоки и запасы, но и информационно-смысловые поля. Ресурсами в общем случае могут быть любые воздействия других систем, в том числе как увеличивающие созидательный потенциал критерия, так и снижающий его.

8. Принцип смены критериев. В живых системах смена критериев происходит как в зависимости от изменений более высоких по рангу критериев, так и в зависимости от степени самостоятельности системы. Нулевые значения критерия означают выключение его действия на систему.

9. Принцип необходимости как справедливость. Справедливость есть отражение подчинения уровней иерархии критериального дерева. Критериология необходима там, где нужно обосновать принципы свободы или, по-другому, права и обязанности субъекта в отношении с объектом. Причём, соотношение прав и обязанностей может варьироваться в широких пределах, что естественно вызывает разные правила игры партнёров - от полного порабощения до полной разнузданности. И то, и другое является крайностями проявления свобод.

10. Принцип примирения. Говоря о законах примирения в самоорганизующейся Вселенной, хотелось бы выявить именно ту часть критериального знания, которая до сих пор сильно умалялась учёными и практиками применительно к сознанию человека. Законы примирения всегда касаются двух и более сторон, неважно как они выглядят в материальном мире. Это могут быть люди, семьи, общества в разных формах, человек и общество, даже разные субличности одного и того же человека. Но это всегда части Сознания Природы. Не только над Природой победа опасна, человек всегда остаётся в личном одиночестве, если становится победителем. Победа всегда разжигает негативные инстинкты: ненависть побеждённых и презрение победителя.

11. Из рассмотрения критериальных взаимоотношений разных живых и неживых природных систем можно выявить закон адекватного действия. Этот закон равносилен третьему закону Ньютона в физике: действие равно противодействию. Однако, речь идёт о действиях, наделённых смыслом, доминантой и критериями одного уровня сознания. Для человека действие этого закона проявляется в выделении смысла из любых информационных полей, и переводе их в поля информационно-смысловые.

Развитие двух и более взаимодействующих систем адекватно или справедливо, если выполняются принципы:

11. Принцип смысла. В отношении общего смысла действие обеих сторон обязано иметь одинаковое по уровню оправдание на более высоком уровне, чем уровень, на котором оно развивается.

12. Принцип доминанты. В отношении общей доминанты действие обеих сторон должно доминировать над другими действиями настолько, что обе стороны оперируют ресурсами одного порядка.

13. Принцип уровня. В отношении критериев, применяемых обеими сторонами при оценке и оптимизации своих действий и действий партнёра, уровень критериев должен быть одного порядка сложности и высоты организации и самоорганизации.

Если принципы, о которых идёт речь сейчас, нарушаются, то необходимо говорить о законе неадекватного действия: неадекватно друг другу то, что не имеет между собой критериального соответствия.

Может показаться, что наука критериология формулируется в виде некоей сверхфилософии, в которой объясняется, зачем существует сам мир и, естественно, сама критериология. Однако автору видится, что она, скорее всего, будет развиваться не сама по себе как наука академическая, а лишь в прикладном значении подобно кибернетике.

 

СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА С ПОЗИЦИЙ КРИТЕРИОЛОГИИ

И Бог и дьявол чаще и сильнее всего проявляется в самом близком и в самом любимом человеке. Через любимых людей им действовать легче всего. Через самое любимое дело – тоже.

 

Если мы попробуем вникнуть в суть научных определений понятия сознания, то ужаснёмся: совершенно неясно, что же это такое есть на самом деле. Какое-то эфемерное «облако в штанах». Прежде всего, поражает сугубо материалистическое понимание и сознания, и психики: то и другое представляется учёным как продукт производства какого-то абсолютно «чёрного ящика». Другой, похожий, взгляд на сознание рассматривает его как качество происходящих где-то количественных изменений.

Я же убеждён в том, что о сознании нужно говорить, как о системе или подсистеме самоорганизации, проявление деятельности которой, отражение, происходит во всех пластах, уровнях материи и нематерии. Конечно, можно заявлять, что сознание является лишь качеством материального мира, однако, ведь говорим же мы о виртуальном сознании безотносительно к ограничениям физического мира.

Трудно разобраться в том, насколько противоречиво понятие сознания, принятое в науке, ибо оно характеризует собой самый высший уровень человеческого знания. Категорию сознания определяют путём отождествления её с другими высшими категориями, находя таким образом общее при их пересечении с позиций выбранного критерия.

Гипотезы находят своё подтверждение или неподтверждение на практике. Учитывая, что практика не может дать один критерий для широкого диапазона условий, любая принятая для употребления в языке категория оказывается истинной лишь в определённом пространстве условий и критериев.

 Сознание Человека всегда больше отождествлялось с психикой, чем с логикой, хотя иногда под сознанием понимают как раз язык, то есть его сугубо детерминированную часть природной логики, отбрасывая фактически его стохастическую наполняемость и богатство. На самом деле Природа стохастична, случайна в той мере, насколько Человек невежественен. Под покровом случайности лежат природные пласты и уровни, на соответствие законам и критериям которых Природа проверяет деяния Человека.

Религиозный взгляд на Человека известен: через Человека Бог проводит свою творческую волю.

Если же подходить к пониманию сознания с сугубо кибернетических позиций, то необходимо признаться, что религиозный подход намного ближе к разгадке этой тайны, чем классический психологический.

На самом деле, как кажется автору этих строк, к сознанию ближе скорее не столько логика, сколько как раз критериальная часть Природы, благодаря которой собственно и происходит оценивание, измерение, сравнение, отождествление, разделение и так далее любых одних проявлений от других. Ибо простое сравнение и выделение преобладающего параметра по какому-либо признаку характерно для любой системы и для любого языка.

Как в логике универсальной операцией является импликация «если… то…», так и в управлении, организации и самоорганизации основой управления является сравнение. Ведь измерение основано на сравнении. Детерминированность работы системы, а, значит, и выделение смысла, проявляется с появлением контроля, который полностью основан на сравнении.

Сравнение, существующее в Природе, предполагает наличие естественных эталонов сравнения, проявляющих себя через критерии. Критерии образуют пространство критериев, из которого работают в определённой системе и при определённых обстоятельствах не все его элементы, а лишь некоторые. Управление природным процессом отбора необходимых критериев осуществляется за счёт соответствующих весов, или коэффициентов. Веса отражают природную работу качественных критериев, приоритет которых выше количественных.

Чтобы проявить в поведении Человека его отношение к происходящему, то есть его критериальный уровень, Человеку даны эмоции как реакция его организма во внешнее пространство Жизни.

Зачатки сознания в системе управления – это её логические операции по восстановлению ею своего равновесия, устойчивости. Когда система начинает усложнять свою структуру, начиная от примитивной, то можно проследить некоторые тенденции по синтезу её регулятора, если на её движение наложены определённые глобальные ограничения. Такими глобальными ограничениями по отношению к Человеку является, например, требование не отрываться от поверхности Земли, то есть не летать.

Можно попытаться выделить сознание как качество регулятора. Ибо для чего ещё оно необходимо, кроме как для регулирования и выполнения возложенного на него долга? Следовательно, наличие сознания является главным требованием, предъявляемым к Человеку со стороны Природы.

Какие же требования ещё могут быть предъявлены к Человеку, кроме глобальных? Конечно, индивидуальное и коллективное творчество как создание того, что до него естественным образом не создаётся. Воспроизводство. Живучесть, иммунитет. Совершенствование.

Вторым глобальным требованием для Человека является его принадлежность Жизненному Потоку.

Третье глобальное требование – это прогноз как главное состояние его сознания. Ибо только среда прогноза способна подпитывать дух человека или, наоборот, его снижать, в соответствии со своей полярностью.

Когда Сознание Природы проходит сквозь Человека, оно выливается в проявленные для человеческого сознания процессы душевные (любовь-нелюбовь), психические (поведение безотносительно к содержанию), соматические (здоровье-болезни) и разумные (творческие устремления или полное подчинение), действие либидо.

Под умом можно подразумевать лишь ту его часть сознания человека, которая связывает его с критериальным природным пространством. Знание критерия даёт возможность во многом прогнозировать развитие там, где известны условия и структура системы, ибо критерий, в соответствии с математической теорией идентификации, определяет структуру регулятора и качество процессов.

Поэтому основной тенденцией в развитии наук будет накопление в них критериальных основ Жизни, что придаст дополнительный импульс росту синтетических систем самоорганизации. В этом смысле стремление людей науки преодолеть преграды в технологии клонирования можно рассматривать как процесс совершенствования человеческого начала, когда люди перестанут быть привязанными к животному состоянию в размножении.

Именно поэтому совершенно неясна причина возражений против клонирования и генных технологий как со стороны науки, так и религии. Не этикой можно объяснить этот факт, а влияние невежества масс, с одной стороны, и корыстными интересами, с другой. Ибо как раз этика диктует нам изменить природу Человека настолько, чтобы «первородный грех», грех прелюбодеяния полностью отпал.

 

ГЛАВНОЕ ОТКРЫТИЕ КРИТЕРИОЛОГИИ

«Дух есть прежде всего способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело. Через свой дух человек общается с Богом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящий критерий для определения высших ценностей, так как только Бог, который Сам есть абсолютное благо, истина и красота, может верно указать решение человеку» (Православный Катехизис. Издание Московской Патриархии, 1990).

 

Наука критериология, предложенная автором, опирается на эти духовные истины. Главная задача нравственного воспитания изложена в этих словах.

В «Исповеди» Л.Н Толстого сформулировано его главное открытие, пришедшее к нему под занавес жизни - нравственное совершенствование[5]. Вспоминая себя и других, вступающих в жизнь, Толстой констатирует: «отпадение моё от веры…» произошло к 15 годам. «Теперь, вспоминая то время, я вижу ясно, что вера моя – то, что, кроме животных инстинктов, двигало моею жизнью – единственная истинная вера  моя в то время в совершенствование. Но в чём было совершенствование и какая была цель его, я бы не мог сказать» (с. 7). Он совершенствовал в себе ум, тело, волю. Нравственное совершенствование «подменилось желанием стать сильнее других людей, т.е. славнее, важнее, богаче других». «Честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, любострастие, гордость, гнев, лесть, – всё это уважалось» (с. 8) .

Толстой с позиций религии захотел нарисовать жизнь религиозного человека и вышел за рамки официальных церковных догм. Он захотел подменить церковную религиозность самодельной и потерпел неудачу, потому что не понял, что Церковь - это Институт Человека, который создавался веками и который несёт в себе Глобальный Критерий Природы. И никакой гений его не поколеблет. Ни Л.Н. Толстой, ни В.И. Ленин не смогли этого сделать. Чтобы изменить религиозные взгляды людей, нужно не отменять старое, а предложить сначала новое, которое и будет постепенно вытеснять старую организацию.

Меня же, например, всегда удивляла моя ранимость. Вначале, в молодости, я связывал её с обидчивостью, но к старости стал смотреть на происходящее со мною другими глазами и понял, что всё дело в душе, которая мне досталась. Точнее, всё дело в теле, которому достался я сам как душа. Ибо я всё больше и больше прихожу к выводу, что среда души и есть наше Я.

Я - это пространство присвоения личностью, то, что называют в последнее время душой человека. Индивидуальность больше связана с инстинктами, а душа - с сознанием.

Оценки нам навязаны не просто традиций и культурой, главное, они навязаны языком, на котором говорит человек. Поэтому часто бывает непросто приспособиться к другому языку как к другому этносу. В каждом нашем суждении можно выделить сразу несколько оценок.

В процессе оптимизации критерия (максимизации или минимизации с течением времени) Природа самоудовлетворяется. Именно этот процесс самоудовлетворения критериев в Природе и есть путь эволюционного природного движения. Выше этого процесса находится лишь Глобальный Критерий Природы, который первичен. Всё остальное уже потом: тонкая и грубая материя, поля, вакуум. Контроль процесса самоудовлетворения человека происходит в его душе, ибо она является хранительницей всех высших оценок личности, что пока нами плохо осознаётся.

Состояния организма - это вторая главная характеристика Жизни, которая связывает все части организма с природными критериями. Состояния организма прекрасно ощущаются самим человеком и управляются состояниями души. Фактически состояния души и есть основные обобщённые оценки личности, или её критерии, в соответствии с которыми человек и делает свой выбор, сознательный или нет.

Человеческий организм имеет глобальный критерий, который отражается в его духе. Личностный дух человека живёт в его душе. Он контролируется, а иногда и выбирается, самим человеком вполне сознательно. Глобальный критерий - это высший уровень духа человека на конкретный момент времени, который имеет состояние максимума при полном отождествлении с высшим смыслом Природы. От него настраиваются все остальные критерии и оценки, начиная от качеств души (совесть, вина, любовь, ответственность, долг), разума, тела, воли, органов до самих клеток.

Лестница состояний - это последовательность состояний души от суицида вверх, через апатию, депрессию, гнев, ревность, ненависть, враждебность, нейтральность, положительность, радость к состоянию любви, которое является высшим, если это любовь-благодарность.


[1] Понтрягин Л.С. и др. Математическая теория оптимальных процессов. М.: 1969, 384 с.

[2] Мир Г. Проект «Человек Будущего». Смысл Жизни. М.: 2001, – 320 с.

[3] Мир Г. Опыт преодоления кризисов жизни. Духовное самопрограммирование. Кн.1. – М.: «РОСАД», 1996. – 240 с. Или Мир Г. Преодоление себя. Уникальный метод духовного преодоления заболеваний и кризисов жизни. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997. – 512 с. Кн.1.

[4] Концепция современного естествознания. Коллектив авторов. – М.: «Культура и спорт», ЮНИТИ, – 1997, 271 с.

[5] Полн. собр. соч. Льва Николаевича Толстого. т. ХV. Под ред. и с прим. П.И. Бирюкова. Тип. тов. И.Д. Сытина. М. – 1913, с. 5-53.

29.11.2013

Для публикации на сайте принимаются работы авторские, позитивные, жизнеутверждающие. Автор сайта за сохранение авторских прав публикуемых материалов ответственности не несёт, но со своей стороны просит авторов указывать себя и делать ссылки на цитируемые материалы. Автор сайта просит всех, кто так или иначе использует то, что тут предложено, ссылаться на автора материалов и на сайт как на источник при их копировании.